Проектом Закона
Республики Узбекистан «О внесении изменений и дополнений в некоторые
законодательные акты Республики Узбекистан» предусматривается
внесение дополнений в Налоговый кодекс Республики Узбекистан, в части введения
новой формы налогового контроля – горизонтального
мониторинга, направленного на сближение органов государственной налоговой
службы с налогоплательщиками, установление взаимного доверия в налоговых
отношениях.
Таким образом, принятие данного проекта Закона по мнению разработчиков
должно способствовать дальнейшему улучшению качества налогового
администрирования, позволит налогоплательщикам своевременно исправлять
налоговые правонарушения, а также позволит органам государственной налоговой
службы действовать как орган, который выполняет не только фискальные функции,
но и выходить на новый качественный уровень своей правоприменительной
деятельности в сфере налогового контроля. При этом как написано в пояснительной
записке ГНК, проект не требует расхода финансовых средств.
Итак согласно проекта вводится новый вид налогового контроля –
горизонтальный мониторинг (часть первую
статьи 67 НК РУз дополнить абзацем шестым)
Под горизонтальным мониторингом понимается (статья 701 НК) наблюдение за состоянием
исполнения налоговых обязательств и соблюдения налогового законодательства
органами государственной налоговой службы по взаимному соглашению с
налогоплательщиком. Горизонтальный мониторинг может быть введен только с согласия налогоплательщика и
оформлен специальным соглашением об обмене расширенной информации.
В случае введения горизонтального мониторинга налогоплательщик должен
представлять дополнительную информацию и (или) документы, касающиеся
финансово-хозяйственной деятельности по требованию органа государственной
налоговой службы.
Горизонтальный мониторинг проводится с целью оказания содействия
налогоплательщику в исполнении налоговых обязательств и соблюдении налогового
законодательства, в течение срока действия соглашения об обмене расширенной
информации. При этом органы государственной налоговой службы обязаны
информировать налогоплательщика о результатах горизонтального мониторинга,
возможных налоговых рисках и последствиях, а также способах устранения
налоговых правонарушений.
Во время горизонтального мониторинга налогоплательщик также имеет право получать информацию о контрагентах по заключаемым
сделкам (за исключением сведений, составляющих налоговую тайну), возможных
налоговых рисках и их последствиях до совершения сделки либо до подачи
налоговой и финансовой отчетности, путем предоставления в орган государственной
налоговой службы проектов соответствующих
документов (отчетов).
Горизонтальный мониторинг осуществляется органами государственной налоговой
службы без посещения налогоплательщика, на основе изучения и анализа
представленной в установленном порядке налогоплательщиком финансовой и налоговой
отчетности и иных документов о деятельности налогоплательщика, представляемых
по требованию органа государственной налоговой службы.
В ходе осуществления горизонтального мониторинга не допускается, каким-либо
образом вмешательство в деятельность налогоплательщика. Результат
горизонтального мониторинга не может являться основанием для привлечения
налогоплательщика к ответственности.
Порядок введения и проведения горизонтального мониторинга определяется
Государственным налоговым комитетом Республики Узбекистан и Министерством
финансов Республики Узбекистан.
Новый метод налогового контроля, который
получил название горизонтального мониторинга, был внедрен налоговой службой
Нидерландов в начале апреля 2005 г. Еще в 2002 г. власти этой страны
обнародовали доклад, в котором говорилось, что общество готово к меньшему
количеству правил и при этом более ответственному исполнению правовых норм.
Налоговая служба Нидерландов начала действовать и разработала концепцию
горизонтального мониторинга.
Суть нового метода контроля заключалось,
на тот период, в следующем: с частью налогоплательщиков налоговая служба
подписывает специальное соглашение. Договор предусматривает, что компания в
режиме онлайн сообщает своему инспектору обо всех налоговых рисках, можно
сказать, советуется, как поступить в той или иной ситуации, и только после
ответа инспектора совершает хозяйственную операцию. Таким образом, инспектор в
режиме реального времени получает достоверные сведения о деятельности
предприятия, у налоговой службы нет необходимости регулярно проверять данного
налогоплательщика и тем более проводить проверки за предыдущие годы. При этом
очень важный момент: налогоплательщик не обязан по всем моментам
соглашаться с инспектором, со спорным вопросом компания вправе обратиться в
суд. Кроме того, государство не может заставить налогоплательщика заключить
соглашение о надзоре - это исключительно
инициатива предприятия.
Горизонтальный мониторинг может быть применим только к определенной
категории налогоплательщиков. Как известно общество без грязных денег - это миф.
Горизонтальный мониторинг является следствием изменений в обществе. Если у
граждан растет осознание значения соблюдения закона, то можно говорить о
применении этого метода контроля. Основное условие горизонтального мониторинга
- взаимное понимание и взаимное доверие.
Эксперимент по внедрению горизонтального мониторинга начался в Нидерландах в апреле 2005 г. В нем было задействовано 20 предприятий, большинство из которых участвовало в котировках на бирже. С участниками эксперимента подписали соглашения о надзоре, в которых были закреплены обязательства сторон. Содержание соглашений о надзоре для каждого предприятия индивидуально, но основные принципы все же общие: в договоре не указывается сумма налогов, которую должен заплатить налогоплательщик по окончании определенного периода. Соглашения касаются лишь процедурных вопросов, например такого, как интенсивность аудиторских проверок.
Эксперимент по внедрению горизонтального мониторинга начался в Нидерландах в апреле 2005 г. В нем было задействовано 20 предприятий, большинство из которых участвовало в котировках на бирже. С участниками эксперимента подписали соглашения о надзоре, в которых были закреплены обязательства сторон. Содержание соглашений о надзоре для каждого предприятия индивидуально, но основные принципы все же общие: в договоре не указывается сумма налогов, которую должен заплатить налогоплательщик по окончании определенного периода. Соглашения касаются лишь процедурных вопросов, например такого, как интенсивность аудиторских проверок.
Какие преимущества получают налоговые органы и их клиенты, заключая
соглашения о горизонтальном мониторинге?
1.Предприятия заранее проинформировано о последствиях той или иной сделки,
следовательно, руководство, ответственное за налоговые риски, может обезопасить
себя.
2.Налогоплательщик вправе оспорить позицию инспектора и, получив решение
суда, совершить хозяйственную операцию без риска.
3.Предприятие получает право проводить аудиторские проверки гораздо реже.
4.Более того, налоговая служба может оперативно найти решение проблем
прошлых лет, а существующие налоговые вопросы решаются в кратчайшие сроки.
Объем ресурсов, затраченный налоговой службой на контроль предприятий,
заключивших соглашение о надзоре, несравним с тем объемом, который нужно
потратить при вертикальном надзоре (при выездной проверке).
С какими сложностями столкнулись предприятия, заключая соглашение о надзоре?
Чтобы обеспечить себе горизонтальный контроль, руководство должно дать
налоговым органам гарантию, что налоговое положение фирмы находится у них под
контролем. Очевидно, что руководитель должен как-то контролировать внутренние
процессы, которые определяют налоговое положение компании. Налаживание такого
механизма, который бы позволил контролировать все внутренние процессы, - дело
сложное и затратное. В этом случае для
достижения этой цели налоговым консультантам и сотрудникам компании необходимо плотно
сотрудничать. Компании следует создать отдельную структуру внутреннего
налогового контроля. Результатом работы такого подразделения должны стать
надежные финансовые данные. Специалистам подразделения налогового контроля
придется участвовать во многих процессах, начиная с разработки стратегии
бизнеса и заканчивая проверками планов, документации и т.д. Последние шаги -
налоговый аудит, удостоверение
правильности финансового отчета и составление аудиторского заключения.
Конечно, чтобы создать систему внутреннего контроля, нужно тратить средства на обучение персонала. Обучаться приходится и налоговым инспекторам этого государства. Горизонтальный мониторинг требует изменения ментальности специалистов с обеих сторон, и приходится учиться общаться и действовать совместно.
Эксперимент имел большой
успех.
Почти все компании, которые в нем участвовали, пожелали и дальше работать с
налоговой службой таким же образом. Горизонтальный надзор, по мнению
инспекторов Королевства Нидерланды, более действенный, чем вертикальный (классический):
он уменьшает административную и исполнительную нагрузку, а также налоговый
климат.
Какова же роль судьи при горизонтальном контроле? По словам судьи из Гааги Карела М. Брауна, после заключения соглашения о горизонтальном мониторинге налогоплательщики крайне редко идут в суд. Тем не менее при возникновении разногласий обе стороны обращаются к налоговому судье. В отличие от вертикального контроля при горизонтальном мониторинге в суде рассматриваются разногласия в отношении толкования той или иной нормы, а не фактов.
Какова же роль судьи при горизонтальном контроле? По словам судьи из Гааги Карела М. Брауна, после заключения соглашения о горизонтальном мониторинге налогоплательщики крайне редко идут в суд. Тем не менее при возникновении разногласий обе стороны обращаются к налоговому судье. В отличие от вертикального контроля при горизонтальном мониторинге в суде рассматриваются разногласия в отношении толкования той или иной нормы, а не фактов.
Подводят итог соглашения налогоплательщик (совет правления) и налоговая
служба ежегодно. Если в промежуточный период у одной из сторон возникнет
необходимость расторгнуть соглашение, то стороны проведут совещание прежде, чем
будут сделаны шаги для расторжения договора. Если по крайней мере одна из
сторон сообщит о своем желании провести совещание, оно должно быть проведено.
Обе стороны вправе расторгнуть соглашение немедленно. Однако они не могут это
сделать прежде, чем в письменном виде поставят в известность о своем намерении
другую сторону.
Пример соглашения о контроле при горизонтальном мониторинге
Основные принципы:
- это соглашение касается всех видов
налога и взимания налогов;
- юридические и нормативные права и
обязанности остаются в силе без каких-либо ограничений;
- стороны выражают свое намерение
основывать взаимные отношения на понимании
и доверии.
Обязанности
налогоплательщика:
- оперативно ставить налоговую
службу в известность обо всех хозяйственных операциях, содержащих возможный или
значительный налоговый риск;
- безо всяких ограничений и безо всяких
условий ставить налоговую
службу в известность обо всех важных фактах и обстоятельствах;
службу в известность обо всех важных фактах и обстоятельствах;
- высказывать налоговой службе свой взгляд на
юридические
последствия, имеющие отношение к фактам и обстоятельствам, а также
принятым точкам зрения;
последствия, имеющие отношение к фактам и обстоятельствам, а также
принятым точкам зрения;
- при необходимости обеспечивать
возможность для налоговой службы
вступить в контакт с сотрудниками, указанными налоговой службой.
Присутствие налогового консультанта и (или) лица, занимающегося
налоговыми вопросами крупного предпринимательства, во время совещания
не запрещается;
вступить в контакт с сотрудниками, указанными налоговой службой.
Присутствие налогового консультанта и (или) лица, занимающегося
налоговыми вопросами крупного предпринимательства, во время совещания
не запрещается;
- предоставлять необходимую информацию в
срочном порядке и в полном
виде, насколько это возможно;
виде, насколько это возможно;
- подавать налоговую декларацию за прошедший
период как можно скорее
по истечении данного периода.
по истечении данного периода.
Обязанности налоговой службы:
- как можно быстрее после получения информации о принятой или
запланированной хозяйственной операции сообщать о своей позиции
налогоплательщику;
- при определении своей позиции принимать во внимание реальные
коммерческие сроки;
- оценивать корпоративную сумму обложения
налогом как можно скорее
после подачи налоговой декларации и по возможности согласовывать
свое решение с налогоплательщиком;
после подачи налоговой декларации и по возможности согласовывать
свое решение с налогоплательщиком;
- регулярно обсуждать с налогоплательщиком
любой замеченный
фискальный риск;
фискальный риск;
- обеспечивать имеющейся информацией об
известном налоговом риске в
соответствии с требованиями конфиденциальности;
соответствии с требованиями конфиденциальности;
- всегда разъяснять, почему от
налогоплательщика требуется
определенная информация. Время, в течение которого должен прийти ответ,
определяется соглашением.
определенная информация. Время, в течение которого должен прийти ответ,
определяется соглашением.
Также контроль в виде горизонтального мониторинга вступил в силу В России с 1 января 2015г.
Еще в 2008 году, при обсуждении проекта Закона налоговые эксперты
скептически относились к данному виду налогового контроля.
Как показывает практика, много было сделано в ходе реформы налогового
администрирования, ст. 88 НК РФ, регламентирующая порядок проведения
камеральной проверки, является практически идеальной. Однако работники
налоговых органов России до сих пор игнорируют п. 7 данной статьи, запрещающий
им истребовать у налогоплательщиков дополнительные документы и сведения (за
определенными исключениями). И не было никакой гарантии, что система горизонтального
мониторинга (или ее аналог) в России мог
бы функционировать. Проблема в исполнителях.
Не исключено, что введение такого механизма повлечет за собой увеличение количества судебных разбирательств.
Не исключено, что введение такого механизма повлечет за собой увеличение количества судебных разбирательств.
Начальник юридического отдела одной из столичных налоговых инспекций канд.
юрид. наук А.Е. Анохин в те года считал, что в современных условиях российской
действительности такая форма налогового контроля, как горизонтальный
мониторинг, нежизнеспособна. Заключение соглашения с налоговой службой
предполагает прозрачность при формировании налоговой отчетности и высокую степень доверия к налоговым
чиновникам. По мнению А. Анохина в условиях России ни первое, ни второе пока
невозможно.
Пока что в России советоваться по вопросам минимизации налоговых рисков российские
компании предпочитают с независимыми налоговыми консультантами, которые по
уровню профессиональной подготовки часто превосходят налоговых инспекторов. Тем
более что значительную часть таких консультантов составляют бывшие сотрудники
налоговых органов, накопившие за время службы в налоговом ведомстве необходимые
знания и навыки для защиты своих клиентов.
Еще одной причиной преждевременности перенесения опыта Нидерландов на
российскую почву считался менталитет налоговых чиновников и менеджеров
российских компаний, основанный опять же на недоверии друг к другу, но в другом
вопросе. Этот вопрос связан с отсутствием гарантий сохранения коммерческой
тайны. Компании даже в условиях налоговых проверок крайне неохотно раскрывают
сведения о своих операциях, в то время как делать это добровольно вряд ли
кому-нибудь придет в голову.
Более того, советоваться с налоговым органом не всегда имеет смысл. Ведь их
совет по той или иной операции может быть весьма спорным, и компания, отказавшись
от выгодной сделки, может лишиться значительной доли прибыли. Напротив,
самостоятельно принятое решение хотя и сопряжено с риском, но такой риск в
большинстве случаев оправдан, что подтверждается статистическими результатами
судебных споров в России. В то же время что делать компании, если она не
согласна с выводами чиновников? Если она поступит по-своему, спор с ними,
скорее всего, неизбежен, поскольку инспекторы уже осведомлены в той или иной
степени о возникшей у компании проблеме.
Итак, на тот период получалось, что использование опыта Нидерландов в
чистом виде в России невозможным. Это не означало, что горизонтальный
мониторинг, основанный на соглашениях о сотрудничестве между государством и
налогоплательщиками, неприменим вовсе. Тем более что-то похожее уже было при
заключении соглашений о реструктуризации задолженности компаний, предполагавших
списание части задолженности при выполнении компаниями условий соглашения.
Партнер компании "Морган Финанс" И.Ю. Мокрышев считал, что опыт Нидерландов по внедрению горизонтального контроля может быть очень полезен российским налоговым органам. Текущее состояние налогового контроля в Российской Федерации нельзя назвать удовлетворительным, и, несмотря на постоянно декларируемую работу ФНС России по повышению его эффективности, ситуация существенно не меняется.
Между тем налоговая культура в России за последнее 10 лет существенно изменилась:
подавляющее большинство крупнейших налогоплательщиков добросовестно исчисляет и
уплачивает налоги и сборы.
По мнению И.Ю. Мокрышева, многие крупнейшие налогоплательщики уже готовы к
горизонтальному мониторингу и обладают всей необходимой инфраструктурой.
Принцип "сначала заплати налог в бюджет, а потом вступай в спор с
налоговым органом" прочно утвердился среди крупнейших налогоплательщиков.
При этом переход к горизонтальному мониторингу может как увеличить стоимость
бизнеса (капитализацию), так и повысить его инвестиционную привлекательность.
Ведь не секрет, что налоговые риски в России являются одними из самых высоких и
с лихвой скрадывают имеющиеся преимущества в виде низких ставок налогов.
Однако начиная с 2012
году ФНС России стала применять систему горизонтального мониторинга –
расширенного информационного взаимодействия с налогоплательщиками.
Подписание первых
соглашений о расширенном информационном взаимодействии состоялось в декабре
2012 года между ФНС России и рядом компаний: ОАО «РусГидро», ОАО «ИНТЕР РАО
ЕЭС», ОАО «МТС», представительством компании Ernst&Young в СНГ. Несколько
позже, в марте 2013 года, подобное соглашение было подписано еще с ОАО
«Северсталь».
29 октября 2014 года Президент РФ
подписал Федеральный закон № 348-ФЗ «О внесении изменений в часть первую
Налогового кодекса РФ», которым в Кодекс включен «Раздел V. 2. Налоговый
контроль в форме налогового мониторинга». Данная новая форма контроля будет
применяться с 01 января 2015 года.
В России контроль в форме налогового мониторинга (горизонтального мониторинга) будет применяться только в отношении налогоплательщиков-организаций, удовлетворяющих следующим критериям:
В России контроль в форме налогового мониторинга (горизонтального мониторинга) будет применяться только в отношении налогоплательщиков-организаций, удовлетворяющих следующим критериям:
1. общая сумма налогов за предшествующий
год превышает 300 млн.руб.,
2. сумма доходов по данным
бухгалтерского учета за предшествующий год превышает 3 млрд. руб.,
3. общая сумма активов на 31 декабря
предшествующего года превышает 3 млрд. руб.
Налоговый мониторинг подлежит применению на основании решения налогового органа, вынесенного по заявлению налогоплательщика на следующий календарный год. Усмотрение налогового органа при принятии решения о проведении мониторинга ограничено: он может отказать только по основаниям, прямо предусмотренных законом. Налоговый мониторинг начинается с 01 января года, подлежащего мониторингу, и заканчивается 31 октября следующего года.
Налоговый мониторинг подлежит применению на основании решения налогового органа, вынесенного по заявлению налогоплательщика на следующий календарный год. Усмотрение налогового органа при принятии решения о проведении мониторинга ограничено: он может отказать только по основаниям, прямо предусмотренных законом. Налоговый мониторинг начинается с 01 января года, подлежащего мониторингу, и заканчивается 31 октября следующего года.
Налоговый мониторинг проводится должностными лицами налогового органа по своему месту нахождения и фактически состоит в наблюдении за налоговым учётом налогоплательщика в режиме «онлайн». Мониторинг осуществляется, по выбору налогоплательщика, либо путём представления налоговому органу в электронном виде документов и информации, служащих основанием для исчисления налогов и сборов, либо посредством предоставления доступа к информационным системам организации, в которых содержатся указанные документы (информация). Порядок взаимодействия отражается в соответствующем регламенте информационного взаимодействия, который составляется по форме, утвержденной Федеральной налоговой службой. Регламент также предусматривает порядок отражения в регистрах бухгалтерского и налогового учёта доходов и расходов и объектов налогообложения, сведений об аналитических регистрах налогового учёта, а также информации о системе внутреннего контроля данной организации за правильностью исчисления налогов и сборов.
Налоговый орган в ходе мониторинга
вправе запрашивать необходимые ему документы и пояснения, а также по просьбе
налогоплательщика или собственной инициативе уполномочен давать мотивированные
мнения относительно налоговых последствий конкретных хозяйственных операций.
Указанное мнение может быть пересмотрено Федеральной налоговой службой по
инициативе налогоплательщика в рамках взаимосогласительной процедуры. При этом,
следование мотивированному мнению освобождает налогоплательщика от уплаты пеней
и от привлечения к налоговой ответственности, но не освобождает от взыскания
сумм налога, поскольку налоговый орган впоследствии может изменить свою позицию
в ходе проведения налоговой проверки.
Основным преимуществом Налогового мониторинга и, соответственно, побудительным мотивом для его применения является отсутствие выездных и камеральных налоговых проверок за периоды его применения.
Во время мониторинга камеральные проверки проводятся только в 3-х случаях:
1. при заявлении права на возмещение НДС
или акциза,
2. при предоставлении уточнённой
налоговой декларации с уменьшением суммы налога или с увеличением убытка,
3. предоставление декларации позднее 01
июля года, следующего за периодом, за который проводится налоговый мониторинг.
Выездные налоговые проверки за периоды действия мониторинга проводятся
Выездные налоговые проверки за периоды действия мониторинга проводятся
(1)
вышестоящим налоговым органом в порядке контроля за деятельностью органа,
проводившего мониторинг;
(2) невыполнение налогоплательщиком
мотивированного мнения налогового органа (предметом проверки являются
правильность уплаты налогов в соответствии с мотивированным мнением);
(3) представление налогоплательщиком
уточнённой налоговой декларации (расчёта) за период проведения налогового
мониторинга, в которой уменьшена сумма налога по сравнению с ранее
представленной налоговой декларацией (расчётом).
Налоговый мониторинг прекращается досрочно в следующих случаях:
1. неисполнение организацией регламента информационного взаимодействия, которое стало препятствием для проведения налогового мониторинга;
2. выявление налоговым органом факта представления организацией недостоверной информации в ходе проведения налогового мониторинга;
3. систематическое (два раза и более) непредоставление налоговому органу в ходе проведения налогового мониторинга документов (информации).
Таков опыт Нидерландов и России. При этом в России уже действует
институт досудебного регулирования, то есть имеются подготовленные кадры,
которые имеют специальную подготовку при налоговых споров.
А как у нас?
Источники
Комментариев нет:
Отправить комментарий