четверг, 12 февраля 2015 г.

ОФФШОРНЫЕ КОМПАНИИ ПОД КОНТРОЛЕМ

Проектом Закона Республики Узбекистан «О внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс Республики Узбекистан» предусматривается внесение дополнений в Налоговый кодекс Республики Узбекистан, в части введения нового понятия, как Контролируемые иностранные компании (КИК). Проект подготовлен в целях осуществления контроля и налогообложения прибыли компаний, контролируемых резидентами Узбекистана, а также предотвращения аккумулирования прибыли в оффшорных зонах.
Представленный проект направлен на деоффшоризацию экономики страны и борьбу с уклонениями от налогообложения путем осуществления операций через компании, зарегистрированные в оффшорных зонах.
Согласно пояснительной записки к данному проекту  и как показывает международная практика таких стран, как Великобритания, Дания, Финляндия, Франция, Германия, Венгрия, Италия, Литва, Норвегия, Португалия, Испания, Швеция, Турция, Англия, Казахстан типичным приемом минимизации налогообложения в международной коммерции, является аккумулирование дохода международной группы на компанию, зарегистрированную в стране, где уровень налогообложения достаточно низок или нулевой. И в целях предотвращения уклонения от налогообложения и минимизации потерь бюджета решением для большинства развитых стран стало внедрение так называемого «законодательства о контролируемых иностранных компаниях».
В Узбекистане также имеются примеры, когда в целях уклонения от налогообложения резиденты Республики Узбекистан (физические лица) создают компании в оффшорных зонах, на счетах которых аккумулируется прибыль, распределяемая между учредителями и получаемая в наличной форме за рубежом, что приводит к потерям бюджета в Республике Узбекистан. 
Изменения, предлагаемые в проекте, затрагивают статьи 101, 114, 115, 128, 132,176, а также раздел XXI дополняется главой 65 «Контролируемые иностранные компании» Налогового кодекса. Они касаются налогоплательщиков резидентов (физических и юридических лиц), использующих в своей деятельности нерезидентные, в том числе оффшорные структуры.
Сущность изменений и дополнений, вносимых в некоторые статьи Налогового кодекса, предусматривает, что прибыль иностранных компаний, которые контролируются налоговыми резидентами Узбекистана, облагалась налогом в Узбекистане на уровне контролирующих лиц.
Таким образом, проектом вводится понятие «контролируемая иностранная компания», где установлены условия, в соответствии с которыми иностранная организация, признается контролируемой.
Данным проектом дополняется порядок определения налогооблагаемой базы по налогам на прибыль организаций и на доходы физических лиц, обязывая налогоплательщиков учитывать для целей налогообложения прибыль контролируемых ими иностранных компаний. В результате прибыль иностранной компании будет признаваться прибылью контролирующего ее резидента Республики Узбекистан (то есть бенефициара такой компании) и облагаться налогом по ставке, установленной для юридических лиц (если речь идет об организации) либо по ставке, установленной для физических лиц. Кроме того, проектом предусматривается самостоятельное предоставление налогоплательщиком информации о контролируемой иностранной компании в органы государственной налоговой службы Республики Узбекистан. Принятие данного проекта приведет к минимизации потерь бюджета и предотвращению уклонения от налогообложения компаний контролируемых резидентами Узбекистана.
Представляем обзор к данному законопроекту.

1. Что такое «контролируемая иностранная компания» -КИК?

 КИК признается иностранная организация, удовлетворяющая одновременно всем следующим условиям:
1)      компания не является резидентом Республики Узбекистан в соответствии с Налоговым Кодексом;
2)      компания зарегистрирована в юрисдикции, которая включена в утвержденный перечень стран и территорий, дающих льготный режим для налогообложения прибыли;
3)      компания находится под контролем юридического и (или) физического лица, признаваемого резидентом Республики Узбекистан в соответствии с Налоговым Кодексом или международным договором (соглашением) в области  налогообложения.

КИК также признается  иностранная структура, без образования юридического лица, созданная в соответствии с законодательством иностранного государства (территории).

2. Что такое «иностранная структура без образования юридического лица»?

 

Иностранная структура без образования юридического лица - фонд, партнерство, товарищество, иная форма осуществления коллективных инвестиций, созданная в соответствии с законодательством иностранного государства (территории), включенной в утвержденный перечень государств и территорий, предоставляющих льготный режим налогообложения прибыли (доходов), без образования юридического лица, которая в соответствии со своим личным законом («Личный закон»— это право страны, где учреждено данное лицо) вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, направленную на извлечение дохода (прибыли) в интересах своих участников (бенефициаров, пайщиков, доверителей и иных лиц), контролирующими лицами которой являются организации и (или) физические лица, признаваемые резидентами Республики Узбекистан в соответствии с Налоговым Кодексом РУз или международным договором (соглашением) в области налогообложения.

3. Какие лица признаются «контролирующими лицами» организации?


Контролирующим лицом организации (включая иностранную структуру без образования юридического лица) признаются следующие лица:
1)      Физическое или юридическое лицо (резидент Республики Узбекистан) прямо или косвенно владеющее капиталом данной организации (КИК).
2)      Физическое лицо доля прямого или косвенного участия которого в КИК совместно со своим супругом и (или) несовершеннолетними детьми, а также иными лицами (с учетом особенностей взаимоотношений этого лица и иных лиц), составляет более 25 процентов.

Лицо вправе самостоятельно признать себя контролирующим лицом организации.

4. Что понимается под «осуществлением контроля»?


Осуществлением контроля над организацией признается оказание или возможность оказывать определяющее влияние на решения, принимаемые такой организацией в отношении распределения полученной организацией прибыли (дохода) после налогообложения в силу прямого или косвенного участия в такой организации, участия в договоре (соглашении), предметом которого является управление этой организацией или иных особенностей отношений между лицом и организацией и (или) иными лицами.
Осуществлением контроля над иностранной структурой без образования юридического лица, признается оказание или возможность оказывать определяющее влияние на решения, принимаемые лицом, осуществляющим управление активами такой структуры, в отношении распределения полученной прибыли (дохода) после налогообложения между ее участниками (бенефициарами, пайщиками, доверителями и иными лицами) в силу законодательства иностранного государства или договора.

5.  О чем налогоплательщики обязаны уведомлять налоговые органы?

 

Налогоплательщики обязаны уведомлять налоговый орган о своем участии в иностранной организации соответственно по месту нахождения юридического лица, месту жительства физического лица в отношении:
·         иностранных организаций, являющихся резидентами государства (территории), включенного в утвержденный перечень государств и территорий, предоставляющих льготный режим налогообложения;
·         иностранных организаций, в отношении которых нет данных о государстве (территории) их налогового резидентства, если доля прямого и (или) косвенного участия налогоплательщика в этих организациях составляет не менее 25 процента;
·         в отношении иностранных организаций, для которых налогоплательщик признается контролирующим лицом;
·         иностранных структур без образования юридического лица, если налогоплательщик является лицом, имеющим фактическое право на доход (прибыль) этой структуры в случае его распределения, либо признается контролирующим лицом этой структуры.

6. В какой форме и в какие сроки налогоплательщики обязаны уведомлять налоговые органы?


Уведомление об участии в иностранной организации представляется в срок не позднее 20 дней с даты возникновения оснований для представления такого уведомления
В случае, если в течение календарного года доля участия налогоплательщика в КИК не изменялась либо основания для представления уведомления возникли до начала календарного года, то уведомление об участии в КИК представляется не позднее 25 марта года, следующего за этим календарным годом.
Уведомления об иностранных организациях представляются в орган государственной налоговой службы юридическими лицами, по установленным формам в электронном виде.
Налогоплательщики – физические лица вправе представить указанные уведомления на бумажном носителе или в электронной форме.
Форма уведомления о КИК, а также порядок заполнения формы и порядок представления уведомления о КИК в электронной форме утверждаются Министерством финансов совместно с Государственным налоговым комитетом Республики Узбекистан.
Сведения, содержащиеся в уведомлении об участии в КИК, должны содержать следующую информацию:
1)      период, за который представляются сведения об участии в иностранных организациях, либо дата возникновения оснований для представления уведомления;
2)      наименование КИК, в отношении которой представлено уведомление;
3)      регистрационный номер (номера), присвоенные иностранной организации в государстве (территории) ее регистрации (инкорпорации), код (коды) иностранной организации в государстве (территории) ее регистрации (инкорпорации) (или их аналоги) при их наличии;
4)      дата составления финансовой отчетности иностранной организации в соответствии с учетной политикой этой компании;
5)      дата составления аудиторского заключения по финансовой отчетности иностранной организации (в случае обязательности проведения аудита в соответствии с учетной политикой этой организации);
6)     доля участия налогоплательщика в иностранной организации, раскрытие порядка участия налогоплательщика в иностранной организации при наличии косвенного участия;
7) описание оснований для признания налогоплательщика контролирующим лицом КИК – в случае представления уведомления такими лицами.
В случае обнаружения неполноты сведений, неточностей либо ошибок в заполнении представленного уведомления об участии в КИК налогоплательщик вправе представить уточненное уведомление.

7. Прибыль контролируемой иностранной компании
Прибылью КИК признается прибыль этой компании (КИК), рассчитанная в соответствии с главой 20 НК РУз, уменьшенная на величину дивидендов, выплаченных за счет этой прибыли. Сумма прибыли каждой контролируемой иностранной компании должна быть документально подтверждена финансовой отчетностью контролируемой иностранной компании за соответствующий период (периоды) и прочими документами.
 Прибыль контролируемой иностранной компании, выраженная в иностранной валюте, подлежит пересчету в национальную валюту с применением официального курса иностранной валюты к суму Республики Узбекистан, установленного Центральным банком Республики Узбекистан, на последнее число календарного года.
Прибыль КИК учитывается при определении налогооблагаемой базы по налогам у налогоплательщиков, признаваемых контролирующими лицами этой КИК в соответствии с главой 20 НК РУз с учетом особенностей, установленных настоящим проектом.
Прибыль контролируемой иностранной компании учитывается при определении налогооблагаемой базы у налогоплательщика – контролирующего лица в доле, соответствующей доле участия этого лица в КИК, а также периоду, на протяжении которого налогоплательщик признается контролирующим лицом этой КИК, если продолжительность такого периода меньше налогового периода.
При невозможности определения доли участия налогоплательщика – контролирующего лица в контролируемой иностранной компании прибыль этой КИК учитывается при определении налогооблагаемой базы у налогоплательщика в полном объеме.
В случае, если налогоплательщик – контролирующее лицо косвенно участвует в КИК и такое участие осуществляется через организации, являющиеся контролирующими лицами этой КИК и признаваемые резидентами Республики Узбекистан, то прибыль этой КИК, учитываемая при определении налогооблагаемой базы у такого налогоплательщика, уменьшается на суммы прибыли, учтенной при налогообложении у иных контролирующих лиц в доле пропорционально доле участия такого контролирующего лица в организации, через которых осуществляется косвенное участие в контролируемой иностранной компании.

Предоставление информации о прибыли КИК, учтенной при определении налогооблагаемой базы у налогоплательщиков – контролирующих лиц, через которых осуществляется косвенное участие в КИК,  осуществляется в порядке, установленном по соглашению между налогоплательщиком – контролирующим лицом контролируемой иностранной компании и организацией, через которую осуществляется его косвенное участие в КИК.
Налогоплательщик – контролирующее лицо представляет налоговую отчетность по прибыли контролируемой этим лицом иностранной компании в составе налоговой отчетности по налогу на прибыль юридических лиц и налога на доходы физических лиц, с приложением следующих документов:
1) финансовая отчетность контролируемой иностранной компании;
2) аудиторское заключение по финансовой отчетности контролируемой иностранной компании, если в соответствии с законодательством страны этой контролируемой иностранной компании установлено обязательное проведение аудита финансовой отчетности.
Документы (копии) составленные на иностранном языке, должны быть легализованы в установленном порядке и переведены на русский или государственный язык.

В случае невозможности представления аудиторского заключения по финансовой отчетности одновременно с представлением налоговой отчетности указанное аудиторское заключение представляется в срок не позднее одного месяца со дня, отраженного в уведомлении о контролируемых иностранных компаниях в качестве даты составления аудиторского заключения по финансовой отчетности.
При выплате дивидендов контролируемой иностранной компанией, фактическим получателем которых является лицо, признаваемое резидентом Республики Узбекистан, за счет нераспределенной прибыли предыдущих лет налогооблагаемая база по соответствующему налогу, в которой учитываются полученные таким лицом дивиденды, подлежит уменьшению пропорционально доле участия такого лица в контролируемой иностранной компании на суммы прибыли контролируемой иностранной компании, ранее учтенные при определении налогооблагаемой базы по соответствующему налогу у этого лица».
Доход в виде прибыли КИК для юридического лица-резидента РУз в целях налогообложения определен как «прочий доход» (ст.132 НК РУз). При этом налогооблагаемая база, определяемая контролирующими лицами по прибыли контролируемых ими иностранных компаний, не подлежит уменьшению на величину расходов по прочей деятельности, а также убытков, полученных от прочей деятельности таких лиц.

Доход в виде прибыли КИКа для физического лица-резидента РУз в целях налогообложения определен как «имущественный доход» (ст. 176 НК РУз)


8. Ответственность и санкции

Проектом предусмотрены финансовые санкции. Так неуплата или неполная уплата контролирующим лицом, являющимся налогоплательщиком – физическим лицом или юридическим лицом сумм налога в результате невключения в налогооблагаемую базу доли прибыли КИК, влечет наложение штрафа в размере 50 % от суммы прибыли КИК, подлежащей включению:
·         в налогооблагаемую базу по налогу на доходы физических лиц для контролирующих лиц, являющихся налогоплательщиками – физическими лицами,
·         налогооблагаемую базу по налогу на прибыль юридических лиц для контролирующих лиц, являющихся налогоплательщиками – юридическими лицами.

При этом на сумму невключенной прибыли контролируемой иностранной компании, подлежащей включению в налогооблагаемую базу производится начисление налогов и других обязательных платежей в соответствии с законодательством.
Также проектом предусмотрена  мера привлечения к административной ответственности контролирующих лиц (должностных лиц контролирующих лиц) за несвоевременное представление контролирующим лицом в орган государственной налоговой службы уведомления о контролируемых иностранных компаниях за календарный год или представление контролирующим лицом в орган государственной налоговой службы уведомления о контролируемых иностранных компаниях, содержащего недостоверные сведения.

Таким образом, новые правила преимущественно направлены именно на борьбу с уклонением юридических и физических лиц, которые путем создания или приобретения иностранной компании в стране с льготным или даже нулевым налогообложением переводят на нее большую часть или все свои доходы и аккумулируют их на иностранных банковских счетах без дальнейшего «перевода личных средств» под юрисдикцию Узбекистана.

Пример.
Юридическое лицо резидент РУз является 100 процентным контролирующим лицом КИК. По итогам 2014 года КИК получила прибыль (до уплаты налогов) на сумму 100.000 долларов США, что и подтверждено аудиторским заключением.

Ситуация-1
Принято решение о распределении и выплате дивидендов, на сумму 40 000 долл. США. Соответственно с 40 000 долл. начисляется и выплачивается налог на дивиденды (согласно местного законодательства или международных конвенций), а остаток прибыли на сумму 60 000 долл. включается в прочий доход контролирующего лица.

Ситуация-2
Принято решение о нераспределении дивидендов. Соответственно  сумма в 100 000 долл. включается в прочий доход контролирующего лица.




Итак, в ПРОЕКТЕ речь идет о прибыли (нераспределённой прибыли) которая не распределяется между участниками (учредителями), а как бы аккумулируются на иностранных банковских счетах, и этим отдвигается уплата налога (налога на дивиденды). ТО есть, если учредитель - контролирующее лицо не получил дивиденды, то оно не подпадает под «налоговую» юрисдикцию РУз. Если же изменения вступят в силу, то контролирующее лицо обязано будет ежегодно уплачивать налог с прибыли КИК за минусом дивидендов выплаченных (начисленных) с этой прибыли.

Проект Закона https://my.gov.uz/ru/getPublicService/332?item_id=21&action=view

Обзор подготовил Ботир Мансуров

Комментариев нет:

Отправить комментарий