среда, 17 июня 2020 г.

Быть льготе или не быть, вот в чем вопрос?

Молодая семья - одна из самых незащищённых групп населения, но в то же время один из важнейших социальных институтов. Именно поэтому  государство оказывает материальную и моральную поддержку молодым семьям путем предоставления им различных льгот и преференций в рамках разработанных государственных программ.

Обеспокоенность многочисленных молодых семей, получивших ипотечные кредиты в рамках государственной программы 2007 года «Год социальной защиты», по поводу применения льгот по налогу на доходы физических лиц, стали поводом детального изучения данного вопроса. Давайте вместе разберём и изучим нормативно-правовые акты, на предмет выяснения следующего вопроса: «Быть льготе или нет?».

В целях реализации утвержденной государственной программы «Год социальной защиты» «18» мая 2007 г. был принят Указ Президента РУз № УП-3878 «О дополнительных мерах по материальной и моральной поддержке молодых семей», устанавливающий ряд льгот для молодых семей, в частности был установлен порядок, в соответствии с которым в облагаемый налогом доход физических лиц — членов молодых семей не включались:

- суммы заработной платы членов молодых семей и других доходов, подлежащих налогообложению, направляемые на погашение ипотечных кредитов и начисленных по ним процентов, полученных на строительство, реконструкцию и приобретение индивидуального жилого дома или квартиры в жилом многоквартирном доме;

- средства, полученные от хозяйствующего субъекта – работодателя на приобретение жилья.

Применение вышеуказанных льгот осуществлялось на основании Указа Президента РУз № УП-3878 от 18.05.2007г..

Впоследствии льготы были отражены в Налоговом Кодексе РУз в редакции 2007г. в п. 14 ст. 171 и п. 30 ст. 179.

«03» августа 2009 г. во исполнение Государственной программы «Год развития и благоустройства села» и в целях кардинального улучшения жилищных условий сельского населения на основе расширения масштабов строительства индивидуального жилья по утвержденным типовым проектам в соответствии с генеральными планами и проектами архитектурно-планировочной организации сельских населенных пунктов, было принято Постановление Президента РУз № ПП-1167 «О дополнительных мерах по расширению масштабов строительства жилья в сельской местности» (далее по тексту «Постановление»). В соответствии с п. 9 Постановления, было принято решение распространить действие п. 4 Указа Президента РУз от 18.05.2007г. № УП-3878 «О дополнительных мерах по материальной и моральной поддержке молодых семей» на застройщиков, осуществляющих строительство индивидуального жилья в сельской местности по типовым проектам за счет кредитов АКБ «Кишлок курилиш банк», Национального банка внешнеэкономической деятельности Республики Узбекистан АКИБ «Ипотека банк», АКБ «Халк банки», АКБ «Асака банк» и АКБ «Узсаноаткурилишбанк», а также на членов их семей (супруг, супруга, родители, дети), выступающих созаемщиками по указанным кредитам. Пункт 9 Постановления в приведенной выше редакции был внесен Постановлением Президента РУз №ПП-3863 от 18.07.2018г.

В последующие годы, так же в целях дальнейшего повышения уровня и качества жизни населения, проживающего в городах республики, в том числе молодых семей, жителей ветхих жилых домов и других категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, усиления их социальной поддержки путем обеспечения доступными благоустроенными современными жилыми помещениями было принято Постановление Президента РУз от 22.11.2016 ПП-2660 «О мерах по реализации программы по строительству и реконструкции доступных многоквартирных домов в городах на 2017 - 2020 годы», в котором установлен порядок предоставления налоговой льготы уже без распространения действия пункта 4 Указа Президента Республики Узбекистан от 18 мая 2007 года № УП-3878 «О дополнительных мерах по материальной и моральной поддержке молодых семей»:

– в облагаемый налогом доход физических лиц (заемщиков), а также членов их семей (супруг, супруга, родители, дети) не включаются:

­­­– сумма заработной платы и других доходов, подлежащих налогообложению, направляемая на погашение основного долга и начисленных процентов по ипотечным кредитам, полученным на приобретение квартиры в многоквартирном доме;

­­­– средства, полученные от хозяйствующего субъекта-работодателя на приобретение квартиры в многоквартирном доме.

Далее с целью принятия дополнительных мер по совершенствованию механизмов ипотечного кредитования и повышению доступности ипотечных кредитов для всех категорий населения на основе рыночных принципов принимается Указ Президента Республики Узбекистан от 13.05.2019 г. № УП-5715 «О дополнительных мерах по развитию и расширению рынка ипотечного кредитования» в котором Кабинету Министров Республики Узбекистан поручается в срок до 1 декабря 2019 года по результатам всесторонней оценки эффективности реализации целевых программ и широкого общественного обсуждения внести предложения по:

- утверждению обновленного порядка и критериев отбора физических лиц, претендующих на приобретение жилых домов и квартир в рамках реализации целевых программ, с учетом уровня доходов домохозяйства, площади застройки, цен на недвижимость и других условий;

- установлению порядка, в соответствии с которым не облагаются налогом на доходы физических лиц сумма заработной платы и другие доходы физических лиц и членов их семей (созаемщиков), подлежащие налогообложению и направляемые на погашение ипотечных кредитов и начисленных на них процентов, в совокупности в размере до 15 миллионов сумов в течение налогового периода, при условии, что стоимость индивидуального жилого дома или квартиры в многоквартирном доме не превышает 300 миллионов сумов;

- предоставлению взамен отменяемых налоговых льгот (отмена льгот по налогу на имуществу физических лиц), лицам нуждающимся в улучшении жилищных условий и иным определяемым законодательством категориям граждан, субсидий на оплату первоначального взноса и (или) процентов по ипотечному кредиту.

Во исполнение Указа Президента Республики Узбекистан от 29 июня 2018 года «О Концепции совершенствования налоговой политики Республики Узбекистан» был принят Закон Республики Узбекистан «О внесении изменений и дополнений в Налоговый Кодекс Республики Узбекистан» от 30.12.2019 г. ЗРУ-599 (путем утверждения новой редакции Налогового кодекса), в котором сказано, что действие льгот по налогам и другим обязательным платежам, предусмотренные:

Налоговым кодексом Республики Узбекистан, утвержденным Законом Республики Узбекистан от 25 декабря 2007 года № ЗРУ-136, действуют до 1 апреля 2020 года;

- актами налогового законодательства, в том числе решениями Президента Республики Узбекистан и Кабинета Министров Республики Узбекистан, принятыми до 1 января 2020 года, действуют до истечения срока их действия.

Льготы, принятые в новой редакции Налогового кодекса, предусмотренные ранее п. 30 статьи 179 старой редакции Налогового кодекса отсутствуют (не сохранены), а в Налоговый Кодекс, изложенный в новой редакции, внесена новая льгота по ипотеке для физических лиц, уже с другими условиями.

 Поэтому у граждан Узбекистана, которые приобрели квартиры, в рамках реализации вышеуказанных программ, возникают вопросы, сохраняются ли за ними льготы (освобождение от обложения налогом на доходы физических лиц сумм заработной платы и других доходов, подлежащих налогообложению, направляемые на погашение ипотечных кредитов и начисленных по ним процентов) до погашения ими ипотечных кредитов, в связи с принятием новой редакции Налогового Кодекса?

Исходя из вышеизложенного, можно прийти к обоснованному выводу, что льготы, предусмотренные в п. 4. Указа Президента РУз № УП-3878 «О дополнительных мерах по материальной и моральной поддержке молодых семей» от 18.05.2007г. и п.9 Постановления Президента РУз от 3.08.2009 года № ПП-1167 «О дополнительных мерах по расширению масштабов строительства жилья в сельской местности», п.18 Постановление Президента РУз от 22.11.2016 ПП-2660 «О мерах по реализации программы по строительству и реконструкции доступных многоквартирных домов в городах на 2017 - 2020 годы» НЕ УТРАТИЛИ СВОЕ ДЕЙСТВИЕ, ввиду нижеследующего:

1.   В соответствии с ч. 1 ст. 36 Закона РУз «О нормативно-правовых актах» с связи с принятием нового нормативно-правового акта необходимые изменения и (или) дополнения вносятся в ранее принятые нормативно-правовые акты и подлежат признанию утратившими силу все ранее принятые акты или их части, если они противоречат новым правовым нормам либо полностью поглощены новым актом или фактически утратили свое значение, но официально не признаны утратившими силу.

Несмотря на то, что льготы, предусмотренные п. 4 Указа Президента РУз № УП-3878 «О дополнительных мерах по материальной и моральной поддержке молодых семей» от 18.05.2007г. были внесены в Налоговый Кодекс РУз (ред.2007г.), признать их полностью поглощенными и утратившими силу в связи с принятием Налогового Кодекса РУз в новой редакции 2007г. нельзя, т.к. последующие принятые Постановления Президента РУз, устанавливая льготы, ссылались на п. 4 Указа Президента РУз № УП-3878 «О дополнительных мерах по материальной и моральной поддержке молодых семей» от 18.05.2007г.. Иными словами, если бы Постановления Президента РУз, устанавливая льготы, указанные в п. 4 Указа Президента РУз № УП-3878 от 18.05.2007г., ссылались не на Указ Президента, а на Налоговый Кодекс РУз (ред. 2007г.), то Указ Президента РУз № УП-3878 от 18.05.2007г. можно было считать утратившим силу ввиду ч.1 ст. 36 Закона РУз «О нормативно правовых актах» как поглощенным новым актом, имеющим более высокую юридическую силу.

 

2.      Согласно ст. 35 Закона РУз «О нормативно-правовых актах» нормативно-правовой акт или его часть прекращает свое действие в случае:

– истечения срока или наступления события, на который был рассчитан нормативно-правовой акт или его часть;

– признания нормативно-правового акта или его части неконституционным либо недействительным в установленном законом порядке;

– признания нормативно-правового акта или его части утратившим силу;

– отмены нормативно-правового акта или его части.

Ни одно из событий в отношении вышеуказанных подзаконных актов не наступили, а значит, не отменены и имеют юридическую силу, а льготы, предусмотренные п. 4 рассматриваемого указа сохраняют свое действие в соответствии со ст. 4 Законом РУз «О внесении изменений и дополнений в Налоговый Кодекс РУз», которая гласит: «Льготы по налогам и другим обязательным платежам, предусмотренные актами налогового законодательства, в том числе решениями Президента РУз и Кабинета Министров РУз, принятыми до 1 января 2020г., действуют до истечения срока их действия».

В связи с вышеизложенным, можно сделать вывод, что налоговые агенты вправе применять льготы, предусмотренные п. 4 Указа Президента РУз № УП-3878 от 18.05.2007г. вплоть до признания положений указа утратившим силу.

Аналогичные положения применяются и к Постановлению Президента РУз № ПП-2660 от 22.11.2016г.

 

 

          Law &Tax Узбекистан

Налоговый консультант: Кувандиков Акмал Д.

 Адвокат:  Пчелинцева Ирина Д.


Комментариев нет:

Отправить комментарий